День Петуха и Хавроньи. Надгробный памятник институту семьи в Пензенской области

8 июля, в среду. вблизи от достраивающегося главного собора пензенской митрополии на бывшей площади Советской, был открыт памятник святым Петру и Февронии Муромским. Памятник, якобы является “символом идеальных семейных отношений и образцом христианского брака”. На самом деле, если верить статистике – данный памятник является, скорее надгробием институту семьи в нашей богоспасаемой губернии.

Об истории

Памятник открывался 8 июля – в День почитания святых Петра и Февронии. Который с 2008 года, сразу после избрания Д.А. Медведева (если кто помнит, кто это такой вообще, и что-да-формально он четыре года числился нашим президентом) стал числиться праздником “Любви и верности”, по инициативе первой “леди” страны – Светланы Медведевой. Сейчас очень много спекуляций по истории собственно Петра и Февронии Муромских. В частности, якобы их “Жития”, а именно папмятника древнерусской художественной литературы “Повесть о Петре и Февронии” – на самом деле никаким “житием” не являющимся.

Чтобы было понятно. Местночтимые святые Петр и Феврония Муромские были причислены к “официальному” лику святых, почитаемых на всей территории Московской митрополии в 1547 году, в числе прочих массово причисленных к оному лику. 1547 год, если что – это год венчания Ивана Грозного царем . То есть кесарем-цезарем – властителем всея Руси и православного мира. Соответственно, и своих святых в этом православном царстве должно было быть в достаточном количестве. В том числе подвернулись и Петр с Февронией – герои местных сказочных преданий.

Историчность данных персонажей даже не вызывает сомнений. Они – внеисторичны. По летописным источникам был такой в первой половине XIII века князь Давыд Муромский. По обычаю при приближении смерти, принявший монаший постриг под именем Петра. Ничем особым он примечателен не был. В союзе с другими князьями ездил грабить другие княжества, и, соответственно, отбивался, как мог, от ответных визитов вежливости. Словом, всячески подготавливал почву для триумфального монголо-татарского нашествия. Все. Еще про него известно, что у него была жена Евфросинья (в просторечии княжеском Февронья, а по простолюдински – Хавронья), родившая ему троих детей. Дочку успешно выдали замуж, старший сын скончался одновременно с папой, не успев стать князем, наследовал ему младший сын. Всё! Больше ничего неизвестно.

Сама повесть с этими историческими источниками – ни в одном месте – не пересекается! Повесть абсолютно сказочная. Там фигурирует брат князя. к жене которого летает Змей (это, ксати, означает, что его сродственница была, по выражению Батюшки нашего Путина, “особой с пониженной социальной ответственностью” – подобные обороты и сегодня встречаются в деревнях – “к Марье змей по ночам летает” (село Топлое Малосердобинского района, запись ссыльного за пьяную поножовщину антрополога С. Евина).Князь убивает змея. но попутно заболевает неким таким, что явно проходит по нынешнему ведомсттву кожвендиспансера. Ну а дальше деревенская колдунья шантажирует его, заставляя, в обмен на излеченье, на себе жениться ну и т.д.

Это сказочная повесть, написана по фольклорным мотивам, кстати крайне талантливо, и читается хорошо до сих пор. К реальным личностям, не имеет никакого отношения. и именно поэтому не включена церковным начальством в число “Житий” – ни по написании в знаменитые “Четьи-Минеи”, ни в более поздний сборник святителя Дмитрия Ростовского. Ибо “Житие” – должно повествовать о каком-то подвиге во имя веры – в Повести о Петре и Февронии и близко этого нет.

По поводу “зомби-ужастиков” с переползанием в общую могилу – для сознания человека 15-16 веков это совсем не то, что мы сейчас об этом думаем. Люди к смерти и к загробному существованию как души, так и бренных останков относились иначе. В любом случае – Повесть не являет собой никаких примеров “любви и верности” и… да, о детях в ней ничего не говорится…

О бабле…

Много было сломано копий по вопросу о том, во сколько обошелся данный памятник. Ответственно заявляем. Сам памятник нам абсолютно бесплатно, то есть даром. Он устанавлиается по программе, финансируемой государственной корпорацией Ростех (вообще-то, предполагалось, что она будет заниматься “прорывными” технологиями” и их внедрением в промышленность, в первую очередь, оборонную – но мы же понимем, какие у нашего нынешнего государства и его корпорациий приоритеты!). Число истуканов, поставленных по стране по этой программе приближается уже к сотне.

А вот то, что под памятником – постамент – профинансировал… город Пенза, неизвестно с какого перепугу. Фракция КПРФ было выступила против – да кто их слушает! Отвалили два миллиона!

При этом на самой церемонии открытия представителям города – тому же мэру Лузгину – даже не дали слова, и вообще про город ничего не сказали. Одни славословия Ивану Белозерцеву! Добился таки! Нет, не финансирования ливневок в городе, не помощи малым предприятиям – истуканов!

А нужен ли праздник?

Как бы то ни было, но пример героев собственно “Повести” никак не вдохновляет на “любовь и верность”. Да и есть ли вообще в сознании граждан такой праздник. Студенты ПГУ, обучающиеся по профильной специальности “социололгия”, проводили опрос, который дал по нашей губернии такие результаты:

То есть абсолютному большинству населения данный “праздник” абсолютно “до фонаря”.

И еще о фольклоре

Возвращаясь к именам в фольклоре. Очень странно, что греческое имя Евфросинья в предании упростилось до Февронии, а не до Хавронии. Думается. сказка “Крошечка-Хаврошечка” в пересказе А.Н. Толстого большинству знакома.Так вот эта сиротинущка, лазившая по коровьим ушам, а потом общавшаяся с обглоданными коровьими костями, у всех на памяти.

Есть тут есть и еще один мотив. У сказочных персонажей-животных в русских сказках есть устойчивые человеческие имена – у лисы “Патрикеевна” (Патрицеевна – благородного роду, если что!). у медведя – “Михайло Потапыч”, у волка – “Левон”… Так вот Петр-Петька- это петух, а Февронья-Хавронья – увы, свинья. Что ожидать от такого брака?

Как сказал губернатор Пензенской области Иван Белозерцев на открытии памятника Петру и Февронии “Любовь бывает разная” (радуга не засияла в тот момент над его головой – врать не будем, погода была сухая)

Любовь и верность в Пензенской губернии

Ну а что у нас в реальности с семейственностью в Пензенской области. Обратимся ко всемогущей статистике.



Как видим, институт брака и семьи в Пензенской области с укреплением “духоскрепства” и православных ценностей, нисколько не укрепляется, а даже наоборот. Кривые браков и разводов усиленно стараются пересечься. Отмечается стойкая тенденция. Соотношение браков и разводов, по сранению с бездуховнм социалистическом периодом рухнула вдвое в пользу разводов. Более или менее благоприятным на этом фоне оказался прошлый год – количество разводов снизилось, но это не искупает просто катастрофических показателей года предыдудщего.

Если же смотреть по районам области, то в некотрых ситуация просто аховая – в четырех районах области в прошлом году число разводов превысило число браков. В том числе по Кузнецкому району – полный брачный разгуляй – на 69 браков – 105 разводов! Можно по району уже уже объявлять об упразднении института брака, как изжившего себя…

Кстати, может, это надо в Кузнецке истуканов ставить, посмеялись бы как мэр Златогорский два миллиона из бюджета города бы вынимал! Чего Пензу-то завиноватили?

Подводя итоги…

Глупая затея с воздвижением исутканов и попытки искусственного внедрения псевдо-праздника, ни с какой “любовью и верностью” в народе упорно не ассоциировающегося, ни к каким положительным результатам не ведет.

Вести к нему – укреплению института семьи и, как следствие – самое ожидаемое и желаемое – улучшение демографической ситуации – может совершенно другое. Но наши губернские власти делом заниматься упорно не желают, вместо реальных решений и дел предпочитая устраивать вот такие балаганы с открытием “памятников”…

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Аватар

Альтер Пенза

Наверх