Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк

В День всех влюбленных 14 февраля 2021 года в Пензенском Драмтеатре состоялась премьера спектакля «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина.

Заголовок , является фейковой якобы цитатой Лидера мирового пролетариата, Великой Октябрьской социалистической революции и главы первого социалистического государства Владимира Ильича Ленина. На самом деле Ленин этого не говорил и не писал, но в обиход эта лжецитата вошла у нас прочно. И это именно то, чем можно характеризовать первую премьеру 2021 года в Пензенском драмтеатре.

Сразу же, как об этой премьере стало известно, у театралов возникли серьезные сомнения. Ну, понятно день премьеры –   14 февраля – День Святого Валентина, День Всех Влюбленных, несмотря на нашу православную пропаганду  в протиивовес бездетных Петра и Февронии. Надо что-то представить про молодежь и любовь.

Но «Валентин и Валентина» Михаила Рощина – пьеса начала 70-х годов прошлого века с реалиями более относящимися еще ко времени пятидесятилетней давности (по тем временам – уже эпоха) – для многих было неоднозначным выбором. Реалии просто сегодня уже не те. Проблемы двух 18-летних подростков сейчас не такие. И препятствия в любви, если она сейчас в такие года имеет место  – не такие. В общем – могло показаться, что это какой-то вечер встречи для пожилых людей, которые  вспоминают свои чувства полувековой давности…

Но нет. Пензенскому Драмтеатру удалось реанимировать древнюю пьесу о любовной лодке, бьющейся о быт с конца шестидесятых прошлого века.

Во-первых, надо сразу указать на режиссерскую удачу с выбором актеров. Вот как мужчина я был в восторге от актерской игры  Дарьи Шнейдер. Стопроцентное попадание и приближение к зрителю. Когда надо – восторг, когда надо – истерика, а еще и моменты реальной задумчивости о себе и своей жизни – в общем все то, что мы сейчас называем «малолетней идиоткой» – и не надо возмущаться этим определением, в этом возрасте все такие, и Шнейдер это исполнила великолепно – героине хотелось сопереживать, когда-то обнять, когда-то обматерить, в общем – настоящий живой образ, рождающий у кого-то мужские, а у кого-то мужские-отцовские чувства. Вот реально, вспомнилось все то, что в 18 лет и переживал со своей тогдашней девочкой.  Вот точно такая же дура была! (ну и я дурак – но об этом расскажет она). Что для театра не всегда удается, как правило, чувствуется некая условность. И она чувствовалась, например в игре роли матери Валентины. Актриса Лидия Стаханова сыграла роль матери замечательно. Но она подала свою роль, как женщины «без секса» – не потому что она этого не может, а потому что это было ее – и вероятно режиссера – решение. А по пьесе-то и по глубокой идее, заложенной в ней – мать еще вполне женщина, которая еще может  найти себе мужчину и устроить с ним свою жизнь – ей же нет еще и пятидесяти и все еще возможно! Но она сознательно отказывается от такой возможности во имя ложной жертвы своим дочерям, которые бы предпочли с ее стороны иной выбор. Это один из наиболее накаленных и оголенных нервов пьесы, который режиссер и актриса похерили. А жаль.

Мужские роли не показались, но тут именно тот случай, когда мужик смотрит за дамами. Кстати, лучшая все равно была исполняющая роль бабушки народная артистка России Галина Репная. И причем сыграла аккуратно, не оттягивая на себя внимания, но все равно будучи лучшей!  Коллега – дама сказала, что мальчики тоже были ничего. Хотя на мой взгляд они были недостаточно – как это сейчас называют «лоховаты» – слишком серьезно себя ставили- вот именно непрактичности и лопоухости не хватало.

Но главное – история Валентина и Валентины – это не про сегодняшнее время. Ну что это за проблема – негде любить друг друга и дети могут появиться – вот уж поговорите со своими детьми и они вам такого расскажут… Не проблема нынешнего дня. Любовь настоящая – ну… тоже на данный момент в этом возрасте не встречается, у молодежи другие проблемы…

И потому режиссерское решение с голым торсом Валентина и появлением в белье Валентины… ну не современно – и так это понятно, нашли чем удивить!

Но зато были другие решения. На экран, повешенный сзади, проецировались кадры из советской классики «про любовь». И это выглядело натуральным анекдотом.  Акцентированная сцена из «Три тополя на Плющихе» с исполнением Татьяны Дорониной песни «Нежность» – «И когда летал Экзюпери,ой!»  Ну, невозможно же это сейчас смотреть без смеха!

И, как нарочно, цирковые сцены пошли с участием главрежа Казакова. Это был натуральный цирк. Актеры пошли в зал с микрофонами, спрашивать у зрителей «что такое любовь и любили ли они». Понятно, что ничего дельного они не услышали, ибо пензенский зритель Драмтеатра к таким вещам не подготовлен( зритель, приходящий в театр экспериментальный, изначально настроенный на взаимодействие актеров и зрителей – иное  дело, Но посетители Драмтеатра на такое не рассчитывают). И тут… появляется «подсадной» Казаков с монологом о любви. Вот даже не буду его цитировать, ибо вообще-то каждый мужик за 30 мог бы произнести что-то подобное, и возможно, более умное и дельное для тех кому нет 20. Хотя им говорить всегда что-либо бесполезно. Пока сам не  набьешь себе в соответствующих местах шишки (я мозги имею в виду если  что, господа гусары – молчать!) – ничего не поймешь, и все монологи бесполезны. Но Казаков задал жару – смысла произносимого, видимо, никто не понял, но  страсть у него была всегдашняя, неизбывная.

Ну и  напоследок, когда на экране пошли титры с ролями и исполнителями, Казаков еще продемонстрировал сове умение работать с гитарой. Вот молодец! И швец и жнец и на гитаре игрец!

Но смотрелось все замечательно. Действительно, классическое представление «Валентина и Валентины»  Рощина – ну, вряд ли было кому-то сейчас интересно. А вот в сочетании  с кино, цирком и театральным капустником – очень даже хорошо.

Зачисляем в творческие удачи Пензенского драматического театра!

И да! Дарья Шнейдер – играй еще!

Новая социальная газета

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Максим Денисов

Максим Денисов

Наверх