Как нам обустроить туризм в Пензе. Глава вторая «Хюгге по-пензенски».

Глава первая. «Какая на хер Пермь!» 

Модное слово добралось до Сурского края. В очередной раз навещая малую родину, ехала с вокзала на такси и увидела рекламный щит “В стиле хюгге” – какую-то мебель рекламировали. Картинка, разумеется, к «хюгге» не имела никакого отношения – убогие стулья а-ля «Красные холмы» мимо скандинавского дизайна., но слово же модное, его надо скорее везде совать. Так было и с «фен-шуем», и с «провансом», и даже немного задело «шебби-шик».

В двух словах я поясню, что означает датское слово “хюгге”. Это счастье в мелочах, простые радости, антишик. антигламур, антипонты. То, что продает по всему миру «ИКЕА» людям –это в первую очередь «хюгге».  Многие понимают, это как новогодне-рождественский уют, с камином, заснеженными домиками, горячими домиками и пряными сладостями. Если вы были на европейской или прибалтийской ярмарке в конце декабря – вот это хюгге. В этом плане Пензе туристам предложить нечего. Зимой город сер и ужасен, и я сама туда стараюсь без нужды не совать носа.

Еще одно толкование «хюгге»  – это приятные милые воспоминания, чаще всего детские. Вот тут как раз Пенза могла бы перехватить инициативу у многих городков и продавать туристам воспоминая о солнечном советском детстве, та как эту тему, например, уже лет 17 эксплуатирует ГУМ, а теперь и ВДНХ. Но в Пензе все советское зачем-то безжалостное уничтожается. Даже у меня в прошлые приезды летом 2019 Пенза не оставила  совсем впечатления знакомой с детства милоты. Может потому что я прогулялась не только по главным улицам, а зашла во дворы. Это бесконечный ужас. Далеко не везде ухоженные палисадники и газоны, много чего заросло сорняками. И это не милое разнотравье, а мерзость запустения. В отдельных зарослях ясенелистного лена можно смело прятать трупы и никто никогда их там не найдет.

Трогательно, что жители разбивают партизанские огороды и стараются компенсировать разбитый асфальт цветами, но все эти заборчики из старых кроватей и чего под руку попало… А эта бесконечная стройка везде. На каждом пятачке, каждом бывшем пустыре строят ЖК. Особый шик – воткнуть новый типа элитный дом во двор разбитой 9-этажки и отгородить забором. Там за забором у детей качели и клумбы, а обитателям панельки – одна сломанная лавочка и сушилка для белья. Развлекайтесь. Вот такая социальная сегрегация.

Ходила я по местам детства и думала: “Какая же разнообразная жизнь была в 80-е!”. Был ипподром, были кинотеатры, были дома культуры, цветочные магазины-оранжереи. Теперь вместо ипподрома ЖК, вместо кинотеатра детского – молельный дом, а взрослый теперь ТЦ. Вместо оранжереи в лучшем случае кафе. Все завешано красными вывесками – «Бристоль», «Магнит», «Пятёрочка». Особенно забавно это выглядит на “илитках”. Просто интересно – кто покупает все это жилье? Пенза должна быть город-миллионер давно, если все эти квартиры заняты. И все строят и строят.

Как мне объяснили люди сведущие: губеров оценивают по количеству сданного жилья. Отлично, но вы чего туристам-то показывать будете? Пустые новостройки? Или наивно думаете, что они будут ходить строго по резервации в центре, который спору нет – хорош. Я вас расстрою: туристы расползутся по всему городу, будут приезжать в родственникам, снимать квартиры в спальных районах. Фотографировать и тиражировать через интерне ваше убожество на весь мир.

А Арбековское озеро? С 1986 по 2000 мне кажется, я вообще летом не вылезала там из воды. Берег был всегда забит народом. Выше за яблоневыми садами можно было найти «чёртов палец» – озеро ведь на месте древнего моря. А в цветущие яблони парочки уходили заниматься любовью – как Адамы и Евы. Как власти умудрились сделать там пустоту? Почему жители боятся купаться и даже гулять рядом, и все твердят о какой-то заразе. Что за свалка кругом? Кстати, подсказываю, туристы с удовольствием бы ездили купаться, а вокруг можно было бы развить инфраструктуру, которая работала хотя бы летом и созвала лишние рабочие места.

Вот осталась каким-то чудом вывеска шикарного некогда магазина Океан. Похожие были во многих городах. Это ностальгия, это хюгге, если вы сумеете сделать из этого что-то толковое – рыбный рынок, тематическое кафе, арт-простраство и так далее. Но пока это просто непонятное строение среди зарослей бурьяна. На Проспекте Победы, между прочим. Вы бы хоть цветы там посадили, «победители». В общем, вы меня поняли: ваше будущее – это сохранившиеся или стилизованные советские артефакты. О конкретных брендах поговорим в следующих сериях.

Глава третья «Верните ласточку!»

  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Марина Талагаева

Марина Талагаева

Наверх