Как сливают пензенские школы

Несколько последних лет буртасские чиновники не баловали пензенский люд преобразованиями в образовательной сфере в виде всяких масштабных оптимизаций-реорганизаций местных школ. По крайней мере, если вести речь об общеобразовательных учреждениях, базирующихся непосредственно в Пензе. Но на минувшей неделе мэр Александр Басенко то ли по своей воле, то ли по чьей-то указке, сие недоразумение решил исправить. Под занавес очередного учебного года многие пензенские СМИ поведали о тревоге, которую испытывают родители учеников школы № 25 областного центра относительно ее будущего.

Дело в том, что в августе прошлого года в здании школы обнаружились неслабые трещины, и она была закрыта на время проведения ремонта. Первую четверть ученики отсидели за партами в близлежащих школах, а ко второй вернулись на привычную базу. Однако осуществлять здесь образовательный процесс по-прежнему не шибко безопасно. И сейчас речь идет уже не о капитальном ремонте, а о сносе здания и возведении на его месте нового. При таком повороте в дальнейшем возможны два варианта. Первый — школа №25 ликвидируется как самостоятельное учреждение, а отстроенный корпус впоследствии будет передан другому. Второй — пока идут разрушительно-восстановительные работы ученики и учителя «перекантуются» в 28-й или 32-й, либо еще где-то, а впоследствии вернутся в новое здание по-прежнему самостоятельной родной школы.

25 школа

Ратующие за второй вариант уповают на то, что школа №25 является именной — она носит имя Владимира Квышко, подполковника ФСБ, героически погибшего при исполнении служебных обязанностей. Подобные учреждения, мол, должны оставаться самостоятельными. Да полноте… Бывшую школу №23 вам в качестве примера

В 1995 году ей было присвоено имя Александра Сергеева. Если что — второго Героя России в Пензенской области и первого представителя силовых структур в регионе, удостоенного этого звания. И что? Ее лишили как «самостоятельности», присоединив к школе №65, так и имени Героя. По крайней мере, имя Александра Сергеева не упоминается ни на официальном сайте школы №65/23, ни в списке учреждений, подведомственных управлению образования города Пензы:

А так называемый корпус номер два на улице Водопьянова, где раньше базировалась 23-я, почитай второй год как на ремонте. Но там, как говорится, конь еще не валялся. Скептическое отношение к возможности дальнейшего возрождения школы №25 базируется еще на одном факте. Из множества пензенских общеобразовательных учреждений, в разное время ликвидированных путем присоединения к другим организациям, самостоятельный статус впоследствии был возвращен лишь школе №14, причем в ранге лицея. И причину этого многие склонны усматривать лишь в том, что это учреждение не чуждо нынешнему пензенскому губернатору.

14 школа

Но если относительно судьбы школы №25 еще имеются хоть какие-то вопросы и надежды, то приговор в отношении школы №31 уже официально вынесен пензенским мэром Александром Басенко, и обжалованию вряд ли подлежит. 24 мая он подписал постановление №683 «О реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии «САН» г. Пензы». Согласно тексту документа эта реорганизация выражается в присоединении к гимназии МБОУ СОШ №31. А целью данной процедуры названа… тьфу…оптимизация сети бюджетных учреждений города. Истина же, как водится, гуляет непонятно где. Любопытно при этом то, что не далее как 15 марта текущего года начальник городского управления образования Алла Маркова подписала приказ №32 согласно которому за пензенскими общеобразовательными учреждениями были территориально закреплены микрорайоны, в том числе и конкретно за школой №31. Поди разбери теперь, какая моча спустя пару месяцев ударила то ли в голову одного Басенко, то ли еще кого-то из буртасских чиновников.

В кулуарных беседах некоторые представители пензенской педагогической среды упоминают о некоем недовольстве родителей школьников, проживающих в домах на близлежащей к гимназии «САН» территории, которую традиционно «нарезали» более отдаленному, но менее пафосному учреждению, аккурат школе №31. Дорога к знаниям через некоторые  нерегулируемые переходы для учащихся младших классов и впрямь чревата опасностями. Но кто сказал, что при слиянии те же самые школяры с улицы Рахманинова перестанут ходить в корпус, находящийся на проспекте Победы, 85? Да и в противоположном направлении приблизительно оттуда же учащимся младших классов добираться до здания на улице Рахманинова, 21а будет не легче. Другие педагоги этим слиянием склонны объяснить стремление уменьшить количество школ с низкими образовательными результатами, в разряд которых они относят 31-ю. Однако многими при этом признается, что и «САН», несмотря на свой гимназический пафос в названии, мягко говоря, не входит в когорту лидеров среди общеобразовательных учреждений даже Октябрьского района, не говоря уж о городе в целом. А вот в чем сходятся практически все поголовно — сановская сторона может выиграть материально. Подушевое-то финансирование, мол, никто не отменял, а пункт 6.4 мэрского постановления шепчет, что если штаты работников и будут сокращаться, то за счет присоединяемой стороны, то бишь школы №31.

Аккурат в тот же день мэром Басенко было подписано еще одно постановление. Из него следует, что из муниципальной собственности в областную будут переданы пять общеобразовательных учреждений города. Речь идет о кадетских школах №№ 46 и 70, гимназии №13, школе №52 и «губернаторском» лицее №14. А вот это весьма интересно. Хотя бы по той причине, что на территории города уже имеются особые общеобразовательные учреждения, подведомственные областному министерству образования. Численность населения области, как и ее административного центра, имеет тенденцию к снижению, и трудно представить, что вопреки ей увеличивается количество особых детей любого вида. На этом фоне хоть как-то логично можно объяснить перевод «из города в область» разве лишь что кадетских школ. По остальным — полнейшие непонятки.

Кадетская школа

И здесь вполне уместно вспомнить как Ольга Васильева в бытность главой российского Минобрнауки анонсировала передачу управления школами от муниципалитетов регионам. С той поры, правда, само ведомство подверглось реорганизации, Васильева пребывает сейчас в ином качестве, да и отведенный ею на переход трехлетний срок истек уж три года как, а муниципалитеты управляют школами по-прежнему. Однако идея отнюдь не канула в лету. По крайней мере, если судить по тому обстоятельству, что под занавес 2022 года закон о возможности перевода муниципальных образовательных учреждений на региональный уровень был подписан Президентом РФ.

Получается так, что упомянутые пять общеобразовательных учреждений вполне могут оказаться первыми ласточками в деле передачи пензенских городских школ в ведение регионального минобра. И если этот процесс вдруг станет повальным, то возникает следующий вопрос. А на кой черт тогда нужно будет городское управление образования? Руководить детсадами и учреждениями дополнительного образования? Так для этого несколько десятков чиновников не требуется, их и сейчас-то в этом ведомстве явный перебор. Впрочем, это в полной мере относится и к возглавляемому Алексеем Комаровым министерству образования региона. При таком раскладе будет логично, если за передачами школ последует ощутимое сокращение численности чиновников управления образования, а то и вовсе полная его ликвидация. Благо ряд экспертов полагает, что муниципальное звено в сфере образования зачастую оказывается самым слабым во всей системе управления. И, судя по примеру с упраздненным в свое время в Пензе же городским управлением здравоохранения, хуже с ликвидацией такого звена вряд ли что может произойти.

А вот со слиянием школ в Пензе буртасским чиновникам не мешало бы угомониться. Чтобы не получилось ненароком как с многопрофильным колледжем — объединяли сначала бездумно, до одури, учреждения начального и среднего профессионального образования, да в конце концов поняли, что сгоряча зашли куда-то не туда, да и запустили обратный процесс.

  • 3
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
Сергей Зимин

Сергей Зимин

Наверх