На кого рассчитано храмовое «осв…щение»

В начале февраля в безбожно размножившихся пензенских интернет-СМИ появилось радостное и благостное сообщение о том, что на «осв…щении Кафедрального собора», отделка которого завершается сейчас в Пензе приедет сам патриарх Кирилл. Пропуск буквы в слове «осв…щение» мы допустили сознательно. Поскольку здесь мнения СМИ немного разошлись – примерно половину на половину. Некоторые считали, что правильно писать «освящение», другие  – «освещение». Третьи полагали, что следует искать проверочное слово, и поскольку слов «свещ» и «свящ» в русском языке нет, а есть слово «свищ», то и писать надо соответственно.

Все лучшее  – от детей

И это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Авторы и редакторы этих СМИ в школы ходили в девяностых-нулевых, и вузы заканчивали в нулевых-десятых годах. Советское образование их не тронуло, а вот духовное накрыло с головой.

Тут же рядом в тех же СМИ бодро рапортовали о том, как губернатор инспектировал строящийся культурный центр «На Ленинградской» (на месте бывшего Дома Офицеров). Планируется, что в новом центре будут работать, в том числе детские кружки, студии и т.д. В том числе и те, которые потеряли или могут потерять место в переданном епархии ДК им. Дзержинского, в котором до революций находился, а теперь снова, видимо будет Богоявленский храм. И там тоже, например, будет заниматься детский епархиальный хор. Место станет отправной точкой детских крестовых ходов. А бальными танцами могут и в новом месте, как губернатор предполагает, позаниматься. Тем более прямо сейчас никто никого не выгоняет.

В епархии с гордостью говорят, что это последний храм в Пензе, «возвращенный епархии»*

(*Отступление. Разговоры о некоем «возвращении» – некоторым образом лукавство. Большая часть реституированной церковной недвижимости, никогда никаким епархиям не принадлежала, а являлась собственностью либо государства, либо даже частной (напр. Храмы в имениях). После отделения церкви от Государства им было предложено содержать храмы религиозным общинам за свой счет. Большинство оказалось это делать не в состоянии. И государство просто либо переделала невостребованные культовые сооружения под культурные или хозяйственные нужды или разобрала на стройматериалы для других объектов. Никаких ужасных захватов, подрывов и т.п.).

И все бы ничего, но тут, например, вопрос транспорта. На Западную поляну ходят только «маршрутки» малой вместимости, на которые не распространяется, в том числе, действие детских льготных проездных. Туда-обратно с пересадкой без сопровождающего поездочка разовая ребенку в сотку с лишним станет.

Не так давно  в собственность епархии было передано и здание, ей никогда не принадлежавшее – бывшего детского кинотеатра «Луч» в Арбеково. При этом в пятнадцати минутах ходьбы на вырубленном участке парка располагается церковь Петра и Павла. А вот детских развивающих заведений в округе нет.

Сколько ж надо?

Все что можно уже реституировали, все, что нельзя предали и все равно все мало. Как заявляет патриарх Кирилл, готовящийся осв..щать собор в Пензе «Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».

Но понял ли? Сколько реально в стране и в нашем регионе православных и так ли велики их потребности, безудержно удовлетворяемые государством за счет остальных граждан?

Опросы всяких «левад», на которые опираются потом церковники, говорят о 70-75% православного населения в РФ. Ой ли? Вот независимые зарубежные исследования  показывают иное. Авторитетный исследовательский центр из США Pew Research Center год назад провел масштабное исследование  религиозности в Еврпопе в целом. Россия заняла в этом рейтинге 20-22 места из 34 с интегральным показателем в 17% религиозных граждан. Это ниже показателей таких безбожных евродержав как Нидерланды (18%), не говоря уж об Италии (28%). Правда выше Франции и Германии (12%). Самый низкий показатель у Эстонии (7%), самый высокий у Румынии (55%). Складывается показатель из ответов на вопросы

важность религии в жизни человека (наш показатель – 15%, 21 место)

посещение богослужения (минимум раз в месяц) – (17%, 25)

ежедневная молитва (17%, 20)

вера в Бога без сомнений (25%, 17).

Ну а сколько из них православных? Тут нам на помощь приходит статистика МВД о посещениях храмов самый главный православный праздник  – Воскресения Христова. Для тех, для кого православная вера не предмет модной одежды, а внутренняя потребность, посещение храма в такой день – святая обязанность, которой может препятствовать может только тяжелый недуг. В прошлом году храм на Пасху посетило 4,3 млн. человек. Или 2,9% населения страны. Для Пензенской области мы нашли данные за 2016 год, коррелируемые со всероссийскими – 46 тысяч человек.

Ближе всех к богу в Пензе: Иван Белозерцев, Валерий Лидн и Владимир Мутовкин, оттесняющий от Бога Романа Амстиславского

Многовато будет!

А вновь осв…щаемый храм вмещает ни много, ни мало, а 5000 человек. Кто ж в остальных-то останется?

Первоначальная смета храма укладывалась в 2010 году в 2 миллиарда 400 миллионов рублей. Затем возросла до 3, потом до 5 миллиардов. Но деньги все же отыскивались. Бюджетные деньги. Деньги на храм – это не деньги жертвователей с именными кирпичами (заставлявшие горожан вспомнить популярное в 70-80 годы хулиганское вымогательство в подворотнях «купи кирпич»), не поборы с бизнесменов, таскаюшимися с уныло вытянутыми мордасями по стройплощадке за бодрым губернатором под звук его «Иоанна Белозерцева» именного колокола. Это бюджетные деньги. Местного бюджета и федерального (выделяемые, в частности по строке «Развитие культуры и туризма».

И это деньги не тех трехпроцентников православных и не только деньги 17% религиозных, а деньги остальных 97 и 83%. Не многовато будет?

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Максим Денисов

Максим Денисов

Наверх