НАША ПРОДУКТОВАЯ ТЕЛЕЖКА ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Десять лет назад Исследовательско-аналитический центр «Парето» провел исследование рынка ритейла в Пензе. В рамках которого были произведены закупки в городских супермаркетах так называемой «потребительской тележки» – 15 основных продуктов питания, традиционно учитываемых в таких исследованиях в России.


Список товаров может несколько удивить. Но он неслучаен. Так, предпочтения в напитках у людей разные, но поэтому берется усредненное – апельсиновый сок, вода, пиво.Лимон для России товар внесезонный, круглогодичный, потому он представляет группу фрукты и т.д. Ровно через десять лет мы решили повторить. Не само масштабное исследование. Но его часть. Целью мы себе ставили стоимости «тележки» с официальными данными по потребительской инфляции.
Для «повторения эксперимента» мы выбрали продуктовый супермаркет – ТЦ «Космос-Сити» на проспекте Строителей. Во-первых, это ТЦ с большой проходимостью, действующий все десять лет. Во-вторых, он находится в густонаселенном районе. В-третьих, принадлежит местному бизнесу. В-четвертых, и главных, у нас сохранились кассовые чеки.
При покупке из всех товаров указанной группы, выбирались самые дешевые. Закупка производилась в рабочий день в середине суток. Товары, на которые действовали скидки, участвующие в акциях игнорировались. Чистота эксперимента требовала, чтобы бралось именно то, что в данный момент стоит на полках. Так, в случае с кофе, мы взяли последнюю пачку за 143 рубля, пришли бы на полчаса позже и она бы уже для нас стоила 168.
Для большего интереса мы дали названия большинства продуктов питания, имеющих торговую марку. Итак, давайте посмотрим, что и почем мы ели летом 2009, а что летом 2019.
Прежде, чем перейти к главному – индексу цен, отметим одну замечательную особенность. Самыми доступными оказались, в большинстве случаев товары местного производителя. А именно – сливочное масло, производства Молком, Говядина и колбаса местных крестьянских хозяйств и т.д. Фактически неместными оказались кофе, лимоны, подсолнечное масло и апельсиновый сок.


А теперь – к ценам.

Итак, как мы видим, в среднем наше домашнее питание выросло в цене в 2,77 раза. Такова наша объективная «потребительская инфляция» за этот период.
А теперь давайте сравним ее с официальной.
Согласно официально опубликованным данным Пензастата, за взятый нами период июль 2009 – июнь 2019 Индекс потребительских цен вырос в 1,84 раза. То есть ровно в полтора раза меньше, чем по нашим, подтвержденным кассовыми чеками, данным. Сылышим о своей потребительской корзине одно, идем в магазин и видим в чеке совсем другое…
Причем, если мы начнем смотреть по нашему списку, то увидим, что он будет соответствовать официальным данным… если отсечь продукты глубокой переработки (например, заменить сливочное масло спредом), ну и исключить мясо вообще. Идя снизу нашей таблицы, останавливаемся на молоке, к кофе не приближаемся. Едим картошку с молоком.
Между тем, на основании данных Пензастата и устанавливается стоимость действующей потребительской корзины. основании устанавливают прожиточный минимум для области, рассчитывают социальные выплаты. А также на него данные ориентируются при составлении бюджета области, в том числе. То есть это непосредственно касается – в формулировке закона – «основных социально-демографических групп населения».
Правда, надежды на некоторые подвижки в этом вопросе есть. В прошлом году в Госдуму был внесен законопроект, который устанавливал стоимость потребительской корзины на несколько иных, близких к нашему эксперименту, основаниях. На 2018 год по расчетам авторов проекта, выходило, что при официальной стоимости продуктов питания 4 800 в месяц на человека, реальная стоимость должна была составлять 10 881 рублей (данные в целом по России). Причем, в отличие от действующей потребительской корзины, учитывающей только «домашнее питание, проект предусматривает кроме такового (на которое, впрочем, отводится две трети – 6699 рублей), питание вне дома (обед в столовой на работе, например) и «витаминный комплекс».
Станет ли проект реальностью – неизвестно. Но на сегодняшний день расхождение между предписанным свыше и реальными желудочными потребностями слишком велико.

Комментирует социолог, кандидат политических наук, Анатолий Викторович Бодров.
К сожалению, в нашем научном сообществе уже не раз констатировали, что органами статистики и органами власти используется несовершенная методика подсчета. Они считают «среднюю температуру. Между тем, современные методики говорят нам о том, что более или менее корректные данные, можно получать, «отбрасывая» данные по 20% самых богатых и 20% самых бедных. Тогда реальная картина потребления будет более или менее ясна. Надо совершенствовать методику. В том числе, чтобы у людей не возникало недоумения при сравнения своего чека со статданными. А, главное, для реального планирования.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Максим Денисов

Максим Денисов

Наверх