Невеселый День учителя. Реалии Пензы и России

В очередной День учителя у нас как водится наделенные властными полномочиями различной степени дяденьки и тетеньки тепло, сердечно и от всей души поздравили педагогическое сообщество. В адрес самых-самых  рассыпались персональные благодарности, кому-то вручили грамоты с цветочками, кому-то просто крепко пожамкали руки. Не остались в стороне от поздравлений, само собой, и благодарные родители. Но торжества отшумели, наступили учительские будни, суровые и очень далекие от намеков на какой-то там романтизм профессии.

Великие деятели прошлого придумали кучу пафосных определений педагогов и уйму высокопарных цитат посредством которых воспевается их труд. И все это зачастую используются чиновниками различного пошиба, к месту или не совсем вспоминающих то сеятелей разумного доброго и вечного, то инженеров человеческих душ. А порою, чтобы подчеркнуть значимость профессии, идут на не совсем стандартные ходы. В Пензе, например, двенадцать лет назад образовали «День учительских династий» — в очередной раз в преддверии дня учителя мероприятие с таким названием прошло в стенах школы №78. Однако оценка труда педагогов бывает и весьма своеобразной, не сильно сочетаясь с бла-бла-бла о важности и значимости профессии. Многим, надо полагать, памятна фраза Дмитрия Медведева в бытность его в ранге премьер-министра РФ о том, что труд учителя является призванием, которая была сопровождена рекомендацией недовольным зарплатами учителям идти в бизнес.

На праздничном мероприятии, прошедшем в центре культуры и досуга Пензы, было отмечено, что у нас в совокупности работают более шести с половиной тысяч педагогов, а в нынешнем году в пензенские школы пришло 127 молодых учителей. Однако по состоянию на 15 сентября 2022 года в образовательных организациях области значилось около трехсот вакантных мест, в большинстве своем именно педагогических. В одних только общеобразовательных учреждениях Пензы — 60 вакансий учителей и педагогов. Причем некоторые места оценивались более чем в одну ставку. Кто знает, может в свое время действующие педагоги вняли совету премьера Медведева, а сейчас у них находятся последователи и среди будущих коллег, проходящих обучение.

Репортаж Penzainform.ru

Традиционно беда с иностранными языками и математикой. При этом сложилась весьма любопытная ситуация и с учителями начальных классов. В ряде пензенских школ с двухсменным обучением некоторым из них предложили поработать в обе смены на протяжении от пары недель до месяца с целью замены их коллег, обучающихся заочно в вузах на период сессии. Как следует из пояснений некоторых представителей педагогической сферы, для работы в школьной «началке» ранее было достаточно среднего специального образования, но с вводом новых стандартов возрастают требования, и без высшего образования никак. Вот и вынужден кто-то проходить вузовскую подготовку, а кто-то в это время пахать в две смены — за себя и за коллегу. А коли так, может возникнуть вопрос относительно необходимости сохранения среднего профобразования педагогической направленности. Ведь при таком раскладе получается так, что, по сути, они при поступлении впоследствии помогают избежать нервотрепки со сдачей ЕГЭ.

Свою лепту в кадровый вопрос в образовательных учреждениях вносит и частичная мобилизация. Некоторые представители Госдумы просят включить в список работников не попадающих под ее действие учителей начальной и средней школы. Аргумент прост — в школах и так не хватает педагогов, а учителей-мужчин и подавно, особенно в сельских учебных учреждениях. Но пока их мобилизуют, а соцсети по этому поводу заполняются возмущенными сообщениями родителей. Вот и в Пензе достоянием общественности стало сообщение от родителей учащихся школы №26 с просьбой вернуть учителя информатики и технологии. Стоит полагать, что этот педагог далеко не единственный из тех, кто получил повестку в нашем регионе.

Кадровые проблемы можно объяснить и многочисленными экскреме…э-э-э.. экспериментами в образовательной системе, которые в совокупности привели к основательному подрыву престижа учителей. Отношение к ним не как к педагогам, а в лучшем случае как к школьным работникам — к шкрабам, как именовались все причастные к школе в 20-е годы прошлого столетия. Бездумная стандартизация, во многом лишив творческого начала, превратила педагогов в ремесленников, обязанных обучать по ФГОСам, тратить время на бесполезные в большинстве своем совещания, сюсюкать с учениками и отражать чуть ли не ежедневные административные атаки. Отсюда и отношение к ним большинства излишне современных родителей, считающих учителей рядовыми поставщиками услуг, имеющих обязанности, но никак не права.

В этой ситуации остается лишь только сказать огромное спасибо тем педагогам, которые остаются Учителями или становятся ими, которые не остандартизатились, а вкладывают душу в свой труд, который для них действительно является призванием, но никак не ремеслом. С прошедшим праздником Вас, дорогие!

  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Сергей Зимин

Сергей Зимин

Наверх