Зачем пензенским детям Сберклассы? Итоги соцопроса

После аферы века, в ходе которой Правительство РФ купило за бешенные деньги Фонда национального благосостояния (исчерпав оный до дна) у Центробанка РФ Сбербанк, а его лицом стал заслуженно вор Жорж Милославский, после того как тот зачем-то переобозвали в «Сбер» – он, помимо привычных функций сберкассы, стал заниматься уже черт знает чем. В частности внедрением Школьной цифровой платформы для обучения детей. Получившей название «Сберклассы».

По утверждениям руководства Сбера, ««СберКласс» не заменяет очное обучение, он дает возможность учителям больше времени посвятить обучению детей и творчеству, при этом используя самые современные инструменты, новые форматы обучения и взаимодействия с учениками. Рутинные операции же платформа позволяет автоматизировать.  Также школьная цифровая платформа способствует развитию у школьников навыков XXI века: умению ставить и достигать цели, понимать себя и других, быть креативными и критически мыслить, сотрудничать и работать в команде, решать проблемы и задачи». Каковыми умениями ранее во всей немытой России, а ранее и в кровавом Совке, обладал один Герман Греф, да и тот вопреки существовавшей советской системе образования.

Пензенская область входит в число пилотных регионов, где проводится эксперимент по внедрению. Сомнения, главным образом, порождает то, что эксперимент проходит не то что тайно, но как-то негласно, без традиционного в таких случаях освещения в СМИ, семинаров среди учителей и родителей и т.д.

С целью выяснения общественного мнения по поводу этого эксперимента и дистанционного обучения был проведен опрос родителей школьников г. Пензы.

Было опрошено 400 респондентов, выборка целенаправленная квотная, ошибка не превышает 5%. Среди опрошенных 75,8% – женщины, 24,2% – мужчины. В опросе приняли участие респонденты разного возраста: 4% – 18-29 лет, 66% – 30-39 лет, 26,8% – 40-49 лет, 2,5% – 50-59 лет, 0,7% – 60 лет и старше. У 70,5% опрошенных один ребенок-школьник, 26% – двое, 3,5% – трое и более.

У 55,8% респондентов дети учатся в начальной школе, 40,3% – в среднем звене (5-8 классы) 19,5% – в старшем звене (9-11 классы) (в этом вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа). Участники опроса проживают в разных районах города: 35% – в Октябрьском районе, 17,3% – Ленинском, 22,2% – Железнодорожном, 25,5% – Первомайском.

Прежде, чем ознакомиться с результатами опроса, считаем необходимым сделать ряд замечаний. Во избежание неверного торлкования, построения конспирологических теорий и т.д.  Под «искусственным интеллектом» авторы опроса понимают не монстра «Скайнет» из «Терминатора» или что-то подобное, а программу, которая на основе собранных данных о  ребенке выдает для него индивидуальные рекомендации педагогу-куратору. «Оцифровка детей» – это не чипизация от Михалкова, а сбор и систематизация указанной информации. Что тоже многим нашим гражданам представляется нежелательным.

Итак.

Результаты опроса показали, что большинство опрошенных родителей школьников (60,2%) не знают о том, что в ряде школ Пензы и области проводится педагогический эксперимент по обучению детей искусственным интеллектом в форме так называемых «Сберклассов». 22,5% – немного слышали про это, 12,5% – знают об этом, 4,5% – затруднились ответить, 0,3% – указали свой вариант ответа.

Участникам опроса было предложено сравнить разные стороны образовательного процесса, выбрав свои предпочтения. Респонденты были единодушны в своих высказываниях. Более предпочтительным они считают непосредственное общение ученика с учителем в процессе обучения (99,2%) и обучение в школе вместе с другими детьми (98,8%). Менее предпочтительными считают общение учеников с искусственным интеллектом (98,8%) и дистанционное обучение дома у личного компьютера (96,5%).

Обучение с использованием Школьной цифровой платформы предполагает, что ребёнок большую часть времени будет проводить за компьютером (электронные учебники, аудио и видеоматериалы, выполнение заданий не в тетради, а в компьютере, общение с наставниками и пр.). Был задан вопрос, как, по мнению респондентов, это отразится на ребенке. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что это негативно отразится на здоровье и психике детей (92,5%), усвоении учебного материала (88,4%), навыках общения со сверстниками (94,5%).

В ходе этого эксперимента, искусственный интеллект (ИИ) будет оценивать знания, давать индивидуальные задания, собирать все данные о психологических и интеллектуальных особенностях ребёнка, предлагать какие предметы изучать и в каком объеме. Опрашиваемым был задан вопрос, согласны ли они доверить выбор основного направления обучения своего ребенка ИИ и тем, кто ИИ управляет. Подавляющее большинство опрошенных (91,5%) не согласны с этим, при этом 82,5% полностью уверены в своем мнении. Согласны с таким обучением своих детей лишь 3% респондентов, из них 1,2% полностью согласны. 4% опрошенных затруднились ответить, 1,5% – указали свой вариант ответа.

Внедрение Школьной цифровой платформы (ШЦП) предполагает полную оцифровку детей. Собираются данные о ходе процесса обучения, личных особенностях детей, учебных достижениях, социальных связях, здоровье, семье и пр. Эти данные передаются частным коммерческим организациям, которые имеют все права распоряжаться ими по собственному усмотрению. Респондентам был задан вопрос, согласны ли они с такими условиями обучения. Подавляющее большинство опрошенных (92,7%) не согласны с такими условиями обучения, из них 87,5% полностью уверены в своем мнении, согласны – лишь 2,6%, из них полностью согласны 0,8%. 4,2% респондентов затруднились ответить, 0,5% – выбрали свой вариант ответа.

Согласно нормативным документам, родители могут отказаться от участия детей в этом эксперименте.

Половина (50,5%) опрошенных не знают об этом, 22,8% – знают, 12,2% – что-то слышали, 13,2% – затруднились ответить, 1,3% – выбрали свой вариант ответа.

Есть мнение, что традиционное обучение (с педагогом) будет доступно лишь тем, кто сможет его оплатить, поскольку оно дорогостоящее. Обучаться искусственным интеллектом будут низшие, малообеспеченные и бедные слои населения. Это может еще больше увеличить разрыв между высшими и низшими слоями общества. Был задан вопрос, разделяют ли респонденты это мнение. Более половины опрошенных (67,3%) разделяют это мнение (из них 57,5% разделяют его полностью), каждый четвертый (24%) – не разделяет (из них 19,2% полностью уверены в своем мнении), 8,2% – затруднились ответить, 0,5% – указали свой вариант ответа.

Опрашиваемым был задан вопрос, согласятся ли они на участие их ребенка в педагогическом эксперименте с использованием Школьной цифровой платформы. Подавляющее большинство опрошенных не согласны участвовать в этом эксперименте (93,2%), из них полностью уверены в своем мнении – 79%. Согласны на эксперимент – 3,2%, из них полностью согласны 1,2%, затруднились ответить 3%, назвали свой вариант ответа 0,6%.

Был задан вопрос, учится ли ребенок в школе, где будут внедряться эти проекты (или один из них) в 2021 году. Чуть менее половины опрошенных (47,5%) затруднились ответить, что показывает высокий уровень неосведомленности родителей. 43,2% – ответили, что эти проекты не будут внедряться в школах их детей, 3,8% – указали, что будет внедрение программ, 5,5% – затруднились ответить.

Подавляющее большинство опрошенных (87,5%) считают, что необходимо  публичное обсуждение внедрения проектов Цифровой образовательной среды («Цифровая школа», «Вклад в будущее», «СберКлассы» и т.п.), 6,5% – не считают это необходимым, 5,8% – затруднились ответить, 0,2% – указали свой вариант ответа.

Подавляющее большинство опрошенных (87,2%) считают необходимым создать рабочую группу при Министерстве образования Пензенской области с участием родителей для обсуждения вопроса необходимости внедрения проектов цифровой образовательной среды в школьные и дошкольные учреждения, 4,8% – не считают необходимым это делать, 7,5% – затруднились ответить, 0,5% – указали свой вариант ответа.

Таблицы

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Аватар

Альтер Пенза

Наверх