Чтоб вы сами так уехали, демоны! Реакция на «транспортную реформу» в Пензе

«Троллейбусы, троллейбусы, куда же вы ушли, верните экологию в мои пустые дни», — эти слова авторской песни в исполнении нашего коллеги Владислава Белякова несколько лет назад прозвучали во время первого тура музыкально-поэтического фестиваля арт-проекта Давида Курумы «Золотая пирамида». Владислав тогда получил приз зрительских симпатий. А те его слова не теряют актуальности и по сию пору.

В последнее время у нас много разговоров ведется о реформе, призванной улучшить ситуацию с общественным транспортом в областном центре, в том числе и посредством троллейбусов. В частности речь ведется о поставке новых машин, которая должна завершиться во втором квартале наступающего года. Буртасские чиновники не устают говорить о создании нового маршрута, связавшего Арбеково со Спутником, несколько осторожнее намекая на возможность обеспечения троллейбусным движением микрорайона Заря. Все это предоставляет повод утверждать, что «троллейбусы станут одним из самых главных видов общественного транспорта в городе». Но так ли уж все чинно-благо?

На днях министр цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области Сергей Балакин, отвечая на один из вопросов, заданных ему в прямом эфире ЦУР региона в соцсети, отметил, что в определенных случаях пользуется общественным транспортом в виде автобуса 82с.

Ишь ты… Из чиновников столь высокого ранга в общественном транспорте в свое время приходилось сталкиваться лишь с бывшим заместителем губернатора и председателем регионального правительства Михаилом Косым, передвигавшимся на троллейбусной «двойке» по всякого рода делам не только в выходные дни. Возможности же лицезреть Сергея Львовича в автобусе упомянутого маршрута пока как-то не предоставлялось, так что будем верить ему на слово.

Ведомство, которым руководит главный по транспорту в нашем регионе, представило проект новой маршрутной сети Пензенской городской агломерации. Необходимость ее «апгрейда» обусловлена, само собой, благими намерениями.

Маршрутную сеть нужно изменить не только для того, чтобы повысить комфорт: это повлияет и на дорожную ситуацию. В основном у нас используются автобусы малого класса, их нужно менять на большой класс. Все говорят: маршрутчики гоняются друг за другом, создают аварийные ситуации. На большом автобусе так не сделаешь, — цитирует Балыкина одно из информагентств.

Чтобы составить реальное представление о том, что можно сделать на большом автобусе, Сергей Львович при желании инкогнито мог бы прокатиться на каком-нибудь из «басов» 54-го или 66-го маршрутов. Узнал бы тогда он, какие порою скорости с улицы Баумана почитай до самого аэропорта водители развивают, насколько красиво обходят друг друга не то что на прямых, но и в поворотах… Пилоты болидов «Формулы-1» позавидовать могут. Но вернемся к троллейбусам. По упомянутому проекту на них будет сделан основной акцент в новой маршрутной сети.

Три года назад известный видеоблогер Илья Варламов* говорил о возможности полного исчезновения троллейбусов с пензенских улиц и готовности многих местных жителей за них бороться. При этом он выразил надежду на то, что «глупость местных чиновников еще не поздно остановить». И, судя по представленному проекту, она была остановлена. Возможно действиями активистов. А может и сами муниципалы и госслужащие осознали несуразность своих намерений, если они имели место. Коли так, то похвально. Однако со сложением од бутрасским чиновникам все же торопиться не стоит.

Проектом предусмотрены четыре муниципальных троллейбусных маршрута — №№ 6,7,8,9. Плюс еще один (№ 105) — так называемый межмуниципальный, следующий из Арбековской заставы до Спутника. Так называемый — в силу того, что к Засечному сельсовету Спутник относится лишь номинально, по сути являясь частью Пензы. Итого получаем пять маршрутов. Новоиспеченный 105-й стал самым протяженным среди троллейбусных не только в силу основательной удаленности конечных остановок, но и вследствие схемы движения извилистой формы, порою похожей на букву зю. Так что его с полным на то основанием можно назвать экскурсионным. Но если кому-то от одного конца до другого потребуется добраться быстрее, то лучше будет воспользоваться автобусом 130-го маршрута. Конечные пункты те же самые, только «загогулин» поменьше будет. Разница на билеты в восемь целковых — помимо семи обычных для цен на проезды в автобусах и троллейбусах, еще рупь за «межмуниципальность», который на троллейбус пока не накинули. А вот отсутствие льгот на проезд на 105-м как для пригородного транспорта предусмотрено. Для троллейбусов №№ 6,7,9 запланировано продление маршрутов. У «шестерки» при этом более чем ощутимо изменится схема движения.

При прочих равных, новая маршрутная сеть предполагает сокращение действующего количества маршрутов общественного транспорта. Троллейбусные исключением не стали. На фоне анонсированного увеличения количества единиц подвижного состава на 24 единицы — с 70 до 94 — число маршрутов сокращается с 7 до 5 с учетом «межмуниципального».  С грустью вспоминается, что в иные времена количество городских троллейбусных маршрутов в Пензе достигало одиннадцати без единого «пригородного». А два троллейбусных маршрута в отношении которых рассматривается вопрос о закрытии — №№1,2. Причина, как следует из текста проекта регионального минтранса, заключается в проведенном мониторинге, который уличил эти направления в «относительной невостребованности». Да ладно…

Позиционируя то, что «движение троллейбусов предусматривается направить в районы города, где раньше их не было», господа из буртасского минтранса почему-то забывают о тех, где они раньше были, а по проекту их не будет. Вот «шестерка» станет теперь двигаться от Арбековской заставы через проспект Строителей до улицы Кижеватова. Какому же тогда троллейбусу добираться до Пензы-3? А что за заявление о том, что «в мкр. «Заводской район» и «Север» будут функционировать 3 троллейбусных маршрута»? Окститесь, господа из минтранса… Ладно Заводской… Ну а какие к лешему троллейбусы на Севере? Вы ж собираетесь лишить единственного маршрута здесь ближнюю его границу, а у центральных и дальних «северных» окраин троллейбуса вроде как отродясь не бывало. Просто какие-то троллейбусы-призраки в чьих-то головах.

Как-то не вяжется все с утверждением, что основной акцент в новой городской маршрутной сети Пензы будет сделан именно на троллейбусы. Особенно если обратить внимание на следующее. Количество автобусов большого класса предполагается увеличить со 184 единиц до 201. А автобусам среднего класса вообще хотят осуществить более чем трехкратное увеличение количества единиц (с 45 до 149), и более чем удвоенное число маршрутов (с 10 до 21). Ну и где здесь основной акцент, да на чем?

Упомянутый ранее Илья Варламов* обрисовывал примерно одинаково действующую в разных российских городах схему передачи самых «хлебных» маршрутов в руки частников (автобусников и маршрутчиков), отбирающих пассажиров у муниципального общественного транспорта. В Пензе прошло все приблизительно также. Как минимум и число автобусных единиц по сравнению с троллейбусными увеличилось куда ощутимее, и количество маршрутов в плюс пошло, а не в минус. Хотя на фоне ряда городов, у нас можно было бы и порадоваться нынешней ситуации с электротранспортом. С одним «но».

Недавно Пенза перестала быть городом с полумиллионным населением. Отчасти в этом обстоятельстве можно «завиноватить» застройку Спутника. Административно частью областного центра он не является, однако два — три десятка тысяч пензенцев туда наверняка переселились. Вот и не хватает сейчас нескольких тысчонок до вожделенного полумиллиона. Ну да ладно. Но если сравнивать наше положение электротранспорта с рядом городов, население которых меньше 492 тысяч, числящихся за Пензой, то можно обнаружить, что во многих из них количество троллейбусных маршрутов как минимум сопоставимо, в некоторых еще функционируют и отсутствующие у нас трамваи.

Лишь в одном предсказание Ильи Варламова* оказалось не совсем верным. «Убогие» маршрутки в Пензе не предпочли экологически чистому общественному транспорту. Более того, именно маршрутные такси планируется подвергнуть самому основательному «секвестру» — с 73 до 19 маршрутов и с 456 до 42 единиц. И, как кому-то ни покажется странным, это вполне может сказаться на транспортной доступности для граждан и гостей Пензы не совсем в лучшую сторону. Для примера — общее количество маршрутов, пролегающих через район магазина «Океан», одного из наиболее густонаселенных в городе, сократится с 20 до 8. А район автовокзала господа из буртасского минтранса предполагают разгрузить с 13 до 4 маршрутов. Чтоб вам, демоны, вечно опаздывалось на этот самый автовокзал, как и на железнодорожный. Да и в Аэропорт чтоб вы не успевали, поскольку район Гидростроя вами запланировано «облегчить» до 5 маршрутов.

Главный по транспорту в Буртасии сейчас, судя по биографии, пришелец из Саратова. Сколько чинуш, перешедших из соседнего региона, у нас просиживало, не счесть. Как правило, толку от них было с гулькин х.. нос в лучшем случае. Может быть, от деяний осваивающего хотя бы по выходным автобус 82с отдача будет малость больше, и задекларированное неоднократное обсуждение новой маршрутной сети с учетом мнений и предложений горожан станет не голословным. А то, как бы в дальнейшем нашему коллеге Владиславу Белякову не пришлось бы в своем творчестве вопрошать куда же ушли маршрутки или автобусы, а троллейбусам сочинять реквием.

*признан Минюстом РФ иноагентом.

Заглавное фото – PenzaInform

  • 8
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
Сергей Зимин

Сергей Зимин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх