“Сферическое” принуждение в вакууме. Как частно-государственное партнерство монополизирует цифровые платформы для образования

Многие месяцы подряд родители учащихся общеобразовательных учебных заведений из разных регионов страны все чаще сообщают о практическом их принуждении к регистрации на цифровой платформе «Сферум». Пензенскую область до поры до времени Бог миловал. Но теперь докатилось и сюда. По этому поводу уже давали свои разъяснения городское управление образования и заместитель начальника одного из управлений регионального Минобраза Михаил Хромов.

Необходимость перехода объясняют как рекомендациями отечественного Министерства просвещения, так и вступившим с 1 марта в силу Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установившим запрет на использование российскими организациями иностранных мессенджеров. Под запрет попали популярные Viber, WhatsApp, Telegram и ряд других сервисов. С платформой же для видеоконференций Zoom, которая пользовалась огромной популярностью для удаленной работы и дистанционного обучения во время ковидной пандемии, отношения, пусть и с некоторыми особенностями, стали портиться пару лет назад.

Чиновники активно продвигают «Сферум». На том же сайте городского управления образования даже отписали, что эта платформа в настоящее время является самой удобной и безопасной для учителей, учеников и их родителей. Что не соответствует множеству отзывов из тех регионов, в которых она была опробована ранее. Местные педагоги в приватных беседах также в большинстве своем восторги управленческо-министерского начальства не разделяют. Им уже пришлось столкнуться с трудностями при регистрации, поисках нужных чатов. Не всех устраивает необходимость скачивать VK-Мессенджер и ID VK, дополнительно «засоряя» компьютеры и телефоны, тратя при этом на скачивание дополнительные средства. Да и чтобы довести особенности «политики партии» до родителей с целью обеспечить стопроцентное присутствие в системе, немало усилий требуется.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов неоднократно уверял в том, что «Сферум» создается не с целью замены традиционного формата обучения, а как дополнительный механизм реализации образовательной деятельности. Однако многие сходятся в том, что если не в первую очередь, то и далеко не в последнюю, эта платформа является именно элементом дистанционного обучения, все более навязываемого нынешним школьникам. Ведь не так давно вице-премьер Татьяна Голикова выразила свое мнение относительно дистанционного образования, заключающееся в том, что оно должно стать постоянной частью процесса, а не реагированием на сиюминутную ситуацию.

На официальном сайте платформы можно, и даже нужно, ознакомиться с пользовательским соглашением. Обнаружить его можно в самой нижней части, отыскав кнопку «Условия». Здесь достаточно любопытных моментов. Например, из пункта 2.1 можно узнать, что соглашение разработано и размещено ООО «Цифровое образование», т.е. фактически частной организацией. И в пункте 2.3 указано, что регистрация в системе означает полное и безоговорочное принятие пользователем соглашения. Сдается, что далеко не каждый школьник дойдет до ознакомления с тем, на что подписывается, то есть до самой нижней части сайта после «портянки» с пошаговой инструкцией по регистрации. При этом пунктом 2.4 предусмотрено, что оператор платформы может менять или вносить дополнения в соглашение в одностороннем порядке без предварительного уведомления, и если пользователь продолжает использование системы, значит, он согласен с новыми условиями по умолчанию. И что наиболее мило — рядом пунктов компания, по сути, снимает с себя ответственность за вероятную встречу школьников с негативным контентом:

Компания может, но не обязана, просматривать Систему на наличие запрещенного Контента и может удалять или перемещать (без предупреждения) любой Контент или пользователей по своему личному усмотрению, по любой причине или без причины, включая без всяких ограничений перемещение или удаление Контента, который, по личному мнению Компании, нарушает Соглашение, законодательство Российской Федерации и/или может нарушать права, причинить вред или угрожать безопасности других Пользователей или третьих лиц.

Система содержит (или может содержать) ссылки на другие сайты в сети Интернет (сайты третьих лиц) так же, как и статьи, фотографии, иллюстрации, графические изображения, информацию, приложения, программы и другой Контент, принадлежащий или исходящий от третьих лиц (Контент третьих лиц), являющийся результатом интеллектуальной деятельности и охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные третьи лица и их Контент не проверяются Компанией на соответствие тем или иным требованиям (достоверности, полноты, добросовестности и т.п.). Компания не несет ответственность за любую информацию, размещенную на сайтах третьих лиц, к которым Пользователь получает доступ через Систему или через Контент третьих лиц, включая, в том числе, любые мнения или утверждения, выраженные на сайтах третьих лиц или в их Контенте.

“Вовочка, только не матом!”

Платформу «Сферум» в тестовом режиме запустили в 2021 году в пятнадцати российских регионах. Пензенской области среди них не оказалось. При этом, как отметил представитель регионального Минобраза Михаил Хромов, ранее был анонсирован перевод всех образовательных сервисов на российскую коммуникационную платформу под которой, стоит полагать, подразумевается как раз «Сферум». И здесь еще один любопытный момент, который связан с упомянутой компанией «Цифровое образование», с которой каждый зарегистрировавшийся пользователь фактически заключает договор. По состоянию на 30 марта 2023 года у этого ООО значатся два учредителя — ООО «Комит Кэпитал» и ООО «ВК» с 50 процентами доли у каждого. Учредителем ООО «Комит Кэпитал» в свою очередь на ту же дату значится ПАО «Ростелеком» со 100 процентами доли. Куда интереснее ситуация со вторым учредителем «Центрового образования». 100 процентов доли здесь принадлежат ООО «Компания ВК». И уже ее 100 процентов доли не совсем по-братски поделены между двумя учредителями — компаниями «МГЛ МЭЙЛ.РУ ЭКВИТИ ЛИМИТЕД» и «ВК КОМПАНИ ЛИМИТЕД». Первая обозначена как представитель Республики Кипр, а вторая — Британских Виргинских островов. Путем нехитрых математических подсчетов можно прийти к результату в 50% доли правообладателя «Сферума», относящихся к зарегистрированным за рубежом компаниям. А коли так, то насколько российской и импортозаменяющей платформой является «Сферум»?

Вокруг кого?

Михаил Хромов указал, что переход в пензенских школах идет постепенно, в плановом режиме, выразил понимание, что это нельзя сделать за два дня и предположил, что полностью «сферумизация» в регионе будет осуществлена к новому учебному году. Ну здесь без доли лукавства со стороны Михаила Евгеньевича и, соответственно, министерства, не обошлось. До Пензы порою доходят какие-то новшества как-то неспешно, несмотря на достаточную близость к столице. Но временами здесь могут и бежать впереди паровоза. В деле «сферумизации» наш регион не был среди лидеров-первооткрывателей. Но пришла пора, и здесь за дело взялись основательно. Пензенские педагоги и родители учащихся оказались в ситуации с которой ранее столкнулись в ряде других регионов. Их попросту в добровольно-принудительном порядке стали подводить к регистрации на цифровой площадке «Сферум».

И в некоторых пензенских общеобразовательных учреждениях, по словам педагогов и родителей, не стали ждать упомянутого нового учебного года, сразу вынеся решения об удалении действовавших через всякие вайберы-вацапы чатов, и зарегистрировав новые па «сферумовской» платформе через ВК-Мессенджер. А это не может не походить на монопольное навязывание услуг коммерческой по своей сути структуры, пусть даже с позиционируемой бизнес-моделью «Бизнес для Государства».

Вот в чем не приходится сомневаться, так это в том, что прямого и живого общения учителя с учеником, да и родителями тоже, цифровизация и дистант не заменят. Особенно когда они внедряются, мягко говоря, не совсем на добровольной основе.

  • 5
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Сергей Зимин

Сергей Зимин

Наверх