За возрождение Педагогического вуза в Пензе

В программной речи врио губернатора Пензенской области Олега Мельниченко, в том числе был затронут и образовательный аспект. Было, помимо прочего указано про недостаточную ориентированность среднего, средне-специального образования и его качества в системе подготовки профессиональных кадров, востребованных экономикой.

Здесь нашего врио стоит только поддержать. И заметить со своей стороны, что это вновь ставит со все остротой проблему подготовки преподавательских кадров. Мы не раз поднимали эту тему. Одним из лучших высказываний, на наш взгляд было со стороны советника ректората ПензГТУ Валентина Никулина, заслуженного учителя России, некогда возглавлявшего департамент образования области.

Он отмечал, что

“ликвидация самостоятельного педагогического вуза в Пензе стала (как и во многих других регионах страны) последним шагом на пути разрушения той системы образования, которая некогда была создана в стране и показала свою эффективность.

По его словам, сейчас лишь треть выпускников одиннадцатых классов пензенских школ выбирают на ЕГЭ физику. Из них 10% не набирает «порогового» балла для продолжения обучения. Это при том, что физика – базовый предмет для обучения техническим специальностям, наиболее востребованным на рынке труда. Это в свою очередь результат катастрофической нехватки учителей в школах. Особенно в районных. В таком крупном по пензенским меркам районном центре, как Белинский, нет ни одного учителя физики профильной подготовки.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо восстанавливать полный цикл начального и среднего образования, занимаясь этим целенаправленно. Для чего, в том числе, необходимо выделить особое ведомство – Министерство просвещения, существовавшее в советское время, в чье ведение передать и подготовку педагогических кадров. Соответственно, видится целесообразным выделение из состава ПГУ педагогического института”.

На федеральном уровне уже сообразили правильно – Министерство просвещение выделено, и занимается данной проблемой. На местном уровне – пока болото. Неизвестно зачем проведенное укрупнение вузов – слияние педагогического с политехническим в единый университет никакого положительного эффекта не дало. А отрицательный – налицо. Престиж пензенского образования падает из года в год. Система управления во главе с неизменно переизбираемым “фельдфебелем в вольтеры данным” очевидным образом губит то, что осталось еще живым.

В распоряжении портала Альтер Пенза и газетой “Новая альтернатива” оказалось подготовленное обращение ученых и преподавателей педагогического университета им. В,Г. Белинского в Правительство РФ.

Ниже мы приводим его полный текст.

За возрождение

Пензенского государственного

педагогического университета им. В.Г. Белинского

Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В.

Министру просвещения Российской Федерации Кравцову С.С.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Уважаемый Сергей Сергеевич!

К вам обращаются жители города Пензы и области (выпускники Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, преподаватели, студенты, ветераны педагогического труда), а также представители общественных организаций с просьбой остановить уничтожение вуза!

ПГПУ им. В.Г. Белинского, старейший вуз области, был основан в 1939 году как Пензенский государственный учительский институт. На протяжении всей своей богатой истории институт демонстрировал развитие и решал важнейшее общественное направление – просвещение граждан.

В 1941 году на его базе образован Пензенский государственный педагогический институт, а в 1948 году было присвоено имя Виссариона Григорьевича Белинского. В институте были открыты диссертационные советы по историческим и педагогическим дисциплинам. В 1994 году вуз подтвердил статус университета. В структуре университета было 11 факультетов и 59 кафедр.

На VI Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации» ПГПУ им. В.Г. Белинского получил золотую медаль «100 лучших вузов России – 2012». А в апреле того же года была осуществлена реорганизация, а, по сути, начался процесс ликвидации лучшего вуза России, в форме присоединения к Пензенскому государственному университету в качестве структурного подразделения под названием «Педагогический институт имени В.Г. Белинского».

В последние годы шли процессы, свидетельствующие о сознательном, планомерном и стремительном разрушении пединститута. Под лозунгами «оптимизации» происходит объединение кафедр и факультетов. Педагогическое направление фактически уничтожается. В структуре института на сентябрь 2020 года осталось 3 факультета (было 11), число студентов сократили до 3896 (было 9498).

Необходимо признать ухудшение нравственного и психологического климата в коллективе вуза. Катастрофических масштабов достигло и сокращение кадров – профессорско-преподавательского коллектива. Ликвидирован диссертационный совет по педагогике. При таких темпах деградации институт вскоре может превратиться в педучилище или вообще прекратить свое существование.

Российская школа нуждается в педагогических кадрах, которые можно качественно подготовить только в специализированных вузах. Так в Пензенской области 306 школ, 34 средних профессиональных образовательных организаций, 8 высших учебных заведений. Перед началом 2020-21 учебного года в школах региона были вакантны 226 мест учителя. В другие образовательные организации требовались 33 работника. Анализ ситуации рынка труда педагогов указывает, что это начало кризиса. Исход специалистов из профессии, кадровый «голод» учителей таков, что более четверти современных педагогов пенсионного возраста, молодежь до 30 лет составляет лишь 9,3% от общего числа учителей. Кем учить будем через пять лет?

Печальный опыт эксперимента с нашим университетом оголил проблемы и указывает, что задачи, стоящие перед головным ПГУ и педагогическим институтом им. В.Г. Белинского, разные. Действующий персональный состав ректората ПГУ таков, что педагогическое направление для руководства вуза – вторично. Ректорат сейчас состоит из 11 человек: ректор, президент, целых 9 проректоров. Некоторые проректора не имеют ни опыта работы в науке, ни имеют даже ученой степени. Обращает внимание и другое, никто из 9 проректоров не ведет педагогическое направление. Развитием педагогического образования в составе руководства ПГУ фактически никто не занят.

В городе Пензе и области проживает 1,3 млн. жителей. Нам нужен педагогический вуз, необходимо сохранить научные школы которого создавались не одним поколением ученых-педагогов. Педагогический вуз должен стать ядром кластера, чтобы сформировать единое пространство для многоуровневой и непрерывной подготовки специалистов для системы образования.

11 июня 2021 года врио губернатора Олег Мельниченко в обращении к Законодательному Собранию Пензенской области обратил внимание на гибельное состояние системы образования в регионе, и выразил желание кардинально её изменить. Мы уверены, что это коснется и Педагогического вуза.

Мы просим Вас обратить внимание и вернуть самостоятельный статус Пензенскому государственному педагогическому университету им. В.Г. Белинского, передав его в ведение Министерства Просвещения Российской Федерации!

Присоединить свою подпись к Обращению, можно, в том числе и по нашему адресу
m4x.denisov@yandex.ru

  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Аватар

Альтер Пенза

Наверх