Байки ко Дню железнодорожника

Как известно, железнодорожников бывших не бывает! И даже оставив эту замечательную работу, связанную с поездами, ты с ностальгией вспоминаешь и саму работу, и прекрасных людей, с кем вместе трудился.

Байка первая. Как топить вагон

Когда я работал проводником, в первую очередь пришлось научиться топить вагон. Топить его можно было или от электричества, или с помощью печки. С помощью электричества, конечно, проще: кнопочку нажал и “будьте любезны”. Правда, и в этом случае требуется регулярно прокачивать ручным насосом воду по системе отопления вагона, чтобы вода в котле не закипела, и в трубах не появились воздушные пробки, мешающие обогреву. Кроме того, при повышении температуры воды свыше 95 градусов, пыль на трубах в вагоне начинает гореть. Отсюда – вонища.

Если состав тянет тепловоз или вышла из строя система передачи электричества на электровозе, то балдёж с кнопкой заканчивается. Берём в зубы ведро, шуровку, совок и начинаем топить углём или другим подручным топливом.

Премудрость заключается в правильном распределении угля в топке, чтобы уголь горел по кругу, и удобно было вычищать из горящей топки шлак. Вычищенный шлак складывался в вёдра, стоящие в котельном отделении, и выбрасывался на станциях. Иногда, на Транссибе, например, движение без остановки могло составлять 4-5 часов, поэтому некоторые безбашенные проводники выбрасывали шлак прямо на ходу. Бывало, что вслед за ведром за борт улетал и нарушитель правил техники безопасности, мир его праху.

В 90-е годы чудесные снабжение топливом в пути следования происходило, мягко скажем, не очень хорошо. Тогда выживание проводника и его пассажиров в зимний период становилось проблемой самого проводника, особенно, если он обслуживал прицепной вагон и поездная бригада была ему не родная. Когда я ездил начальником поезда №53/54 “Пенза-Владивосток”, таких “прицепок” в составе из 22 вагонов могло быть до 18 штук: Старый Оскол, Саратов, Самара, Петропавловск и т.д. Добыча угля иногда происходила из стоящих рядом грузовых составов с углём, причём это было очень опасно: надо было залезть на полувагон, набрать угля, слезть с полувагона, не попав под контактный провод или проходящий рядом состав. Частенько для скорейшего  перетаскивания ведер с углём рекрутировались дембеля или мужчины с активной жизненной позицией.

Иногда в ход шли тормозные композитные колодки, которые прекрасно горели. Однажды в студёную зимнюю пору на станции Иркутск-Сортировочный проводники нашего поезда умыкнули с платформы вообще все колодки. Затем, когда состав начал крутиться по горам перед спуском к Байкалу, на поворотах были прекрасно видны столбы характерного белого дыма из всех вагонных труб.

Кстати, если чугунную колодку раскалить в печке и вытащить на металлический пол в котельном отделении, на ней вполне можно сварить кастрюлю супа. На двух таких колодках успевали пожарить сковородку картошки.

Однажды в лютый 50-градусный мороз где-то в Забайкалье под Читой мой вагон, где я ехал проводником, едва не замёрз. Напарник дядя Федя забухал сразу после того, как я сдал ему смену и уснул. В смысле, сначала уснул я, а через полчасика, выпив залпом поллитровку, уснул и дядя Федя. Когда меня разбудили замёрзшие пассажиры, изо рта шёл пар, в топке был остывший шлак, а нижние трубы отопления со стороны нерабочего тамбура уже прихватывал лёд. Аврал был, как на корабле во время шторма.  Сначала натопил титан кипятка, затем тряпками, вымоченными в кипятке, отогрел трубы, с соседнего вагона принёс ведро уже горящего угля, вручную насосом замутил циркуляцию горячей воды из реанимированного котла… Уф! Пьяница – плохой напарник!

Байка вторая. Как бороться с пьяными пассажирами в поезде

Я начинал работать проводником в студенческом стройотряде в 1990 году, ещё при СССР. Тогда всё было как-то проще, поэтому с пьяницами в поезде вопрос решался быстро и без волокиты. Нет, если ты спокойно и в меру квасишь, не хватаешь проводницу за филейные места и не блюёшь в тамбуре, пей на здоровье. И спать ложись!

Но если ты уже пописал в сумку попутчицы, лёжа на нижней полке, – было-было в рейсе на Владивосток, – грохнул зеркало в туалете или разбил в кровь морду соседу, милости просим на выход.

В 90-е милицию обычно не звали. В вагон с буяном или буянами стягивалась мужская половина поездной бригады с подручными тяжёлыми предметами и на ближайшей станции или глухом полустанке с двумя домами пьяницы вылетали на пинках вон из вагона. Следом летели вещи.

Были и вовсе уникальные герои в пензенском резерве проводников. Начальники поездов тех времен Владимир Завьялов или Равиль Тюктяев вообще никогда и никого не звали на помощь. Щедро наделённые богатырской силушкой Завьялов и Тюктяев чугунными кулаками укладывали на пол любое количество хулиганов или вагонных алкашей. И спокойно шли пить чай. Да, были люди в наше время!

Высший пилотаж в искусстве уцелеть самому и сохранить инвентарь вагона проводник показывал в том случае, если вагон, полный дембелями, был готов бухать практически в полном составе, в поездной бригаде одни бабы, остановки на станциях по дороге через долгие 3-5 часов, твой вагон – прицепной, и твоя фамилия – не Завьялов и не Тюктяев! Если не показать с самого начала рейса, кто в доме хозяин, пиши пропало! Здесь уже в ход идут дипломатия, хитрость и подкуп. Способы, конечно, у каждого свои. Я, к примеру, всегда возил с собой гитару. Приглядываешь в начале рейса пару-тройку крепких хлопцев, дембельской наружности, желательно едущих почти до конца. Затем угощаешь их жареной картохой с маринованными огурчиками и прочими вкусняшками. Потом в программе – песни под гитару из дембельского репертуара, – благо сам в Советской Армии отслужил, – они создают особенную атмосферу. Ну, а потом назначаешь хлопцев старшими по подразделению и доверяешь им покой в отдельно взятом вагоне. Всё, можно расслабиться и покурить. Буяны будут самими дембелями выведены в нерабочий тамбур и побиты.

Сейчас такие разборки в прошлом. Вызов полиции – в любом случае! Но и тут иногда без помощи поездной бригады зачастую не обойтись.  Пять лет назад я зимой ехал в поезде Воркута-Адлер от Котласа до Пензы и начальник поезда рассказала, как пьяный пассажир сорвал стоп-кран на перегоне и убежал в сланцах, трениках и майке в лес. Одна полиция из наряда, сопровождавшего поезд, с поимкой не справилась бы. Бросить и уехать пассажира нельзя, – на улице минус тридцать, – замёрзнет. Вот и ловила алкаша меж ёлок вся поездная бригада, пока не словила. А он в благодарность за спасение откусил у полицейского фалангу на мизинце.  Пришлось начальнику поезда ему медицинскую помощь оказывать.

Байка третья. Как в поездах оказывают медицинскую помощь

Не знаю, как сейчас, раньше в штабном вагоне обязательно имелась текущая и аварийная аптечка. Ещё шины для накладывания при переломах, носилки, жгуты для остановки кровотечения и т.д. Помощь оказывали обычно сами. Если с пассажиром происходило что-то совсем плохое, то по поездной трансляции делалось объявление с просьбой к врачам, едущим в поезде, помочь с оказанием помощи. Одновременно связывались с машинистом по рации и помощь запрашивалась на ближайшей станции, имеющей больницу или фельдшерский пункт.

Пару раз в моём поезде, где я ехал начальником, пассажирки готовились рожать. Это, конечно, самый караул. Один раз, когда состав был небольшой, на 6 вагонов, врачей в поезде найти не смогли. Запросил у машиниста вызов “скорой помощи” на ближайшей станции, в штабе в  купе проводники застелили полку свежим бельём, вскипятили ведро воды, прокалили ножницы, нож и обработали их водкой. Роженица мокрая лежит от натуги, стонет, я готовлюсь принимать роды, мокрый весь от волнения. Ну, так мы и потели до станции минут сорок. А там уже и “скорая” на платформе с мигалкой стоит. Ух, пронесло. Родила в больнице.

Самый страшный случай был, когда на моих глазах молодая беременная женщина сидела и истекала кровью, матрац под ней просто хлюпал. А ехали в довольно глухом месте Транссиба, перегон Ксеньевская-Могоча. И врачей нет в поезде, и как это самое кровотечение остановить, никто, понятное дело, не знает. Женщина вся белая уже. Когда добрались до Могочи и отнесли на этом матрасе ещё живую пассажирку  до “скорой” на платформе, перекрестились. А не будь радиосвязи с машинистом – не знаю, как обернулось бы.

Вообще наличие радиофицированного штабного вагона – великое дело.  К примеру, сбивает ночью электровоз метельником заблудившуюся овцу или сбежавшую корову. Машинист вызывает по рации начальника поезда и сообщает, что есть свежее парное мясо. С поездной бригады гостинец бригаде локомотивной за информацию – две тарелки горячего супа или жареной картошки со шкварками. Проводники и ночной сторож вагона-ресторана с ножами и топорами бегут в голову поезда и возвращаются с парным мясом в мешках. Первый вагон, не мешкая, готовит суп или картоху машинисту и помощнику. Презент надо успеть передать до смены локомотивных бригад или локомотива, иначе – свинство! Ну, а утром по всем вагонам – запах свежесваренных щей, плова, картошки с мясом.

Иногда новости были не такие  аппетитные. Не раз приходилось после экстренной остановки поезда вытаскивать и складывать в рядок не коровьи туши, а половинки человека. От самоубийц или пьяных. Но про это и про другие байки из жизни железнодорожника – в другой раз.

С праздником вас, дорогие железнодорожники!

  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Игорь Алексеев

Игорь Алексеев

Наверх