Продуктовая тележка по итогам прошлого года

Как радостно сообщил нам Росстат, инфляция в России по итогам 2022 года составила 11,9% — меньше (12,4%), чем ожидало правительство осенью. Особенно удивительно это на фоне досрочно-ударного повышения цен на ЖКУ. Потребительские цены в России выросли на 11,94% в декабре 2022 года к декабрю предыдущего года, следует из сообщения Росстата. По традиции этот показатель считается итоговой инфляцией за год. В среднем за 2022 год к 2021 году инфляция составила 13,75%. В общем, ура?

Дело, однако, в том, что потребительская инфляция высчитывается по всем группам товаров – как продовольственных, так и промышленных. Наше издание традиционно интересует именно еда. Мы (совместно с ИАЦ «Парето-центр») высчитываем стоимость «продуктовой тележки» рядового обывателя города Пензы на протяжении уже 13 лет. Методика наша при этом не меняется от политической конъюктуры.

Традиционно контрольные закупки производятся в июле (середина года), но в этот раз мы решили провести их дважды, дабы учесть влияние  на них СВО и санкций, а также того самого стахановского повышение тарифов ЖКУ.

Принципы исследования

Целью мы себе ставили стоимости «тележки» с официальными данными по потребительской инфляции.

Список товаров может несколько удивить. Но он неслучаен. Так, предпочтения в напитках у людей разные, но поэтому берется усредненное – апельсиновый сок, вода, пиво.Лимон для России товар внесезонный, круглогодичный, потому он представляет группу фрукты и т.д. 

Для покупок выбирается торговый центр с большой проходимостью, находящийся в густонаселенном районе, связанный с местным бизнесом. При покупке из всех товаров указанной группы, выбирались самые дешевые. Закупка производилась в рабочий день в середине суток. Товары, на которые действовали скидки, участвующие в акциях игнорировались. Чистота эксперимента требовала, чтобы бралось именно то, что в данный момент стоит на полках. 

Итак, наши результаты по итогам 2021-2022 года.

Выводы

Главный вывод неизменен – менее всего поднялись в цене товары первичные. Та же говядина даже несколько упала в цене за последние полгода. А вот продукты из мяса глубокой переработки подскочили в цене существенно. И растут постоянно и неизменно, как на протяжении всего периода исследования за 13 лет (см. Приложение). Причем здесь еще есть одно суровое лукавство. Если раньше (13 лет назад) практически «всегда и везде» – в колбасе и сосисках были говядина и свинина, то теперь – мясо птицы! Мы можем, конечно, утешить читателя экскурсом в древнюю историю и указать им пример Римской империи, погибшей, как известно от роскоши, где мясо птицы (конкретно кур) ценилось гораздо выше свинины и говядины. Можете кушая сосиску воображать себя древним римлянином и наслаждаться… Но…

Что это означает? А то, что рост тарифов на электроэнергию, горючее и т.д. таков, что цены на продукты питания глубокой переработки будут и далее галопировать.

Позвольте, скажет внимательный читатель, но ведь по официальным данным, инфляция даже снизилась на процент с лишним за последние полгода 2022? И это несмотря на вышеуказанное повышение тарифов ЖКУ! Да и по вашим же данным рост не так велик! Как же так?

А так, что это еще один нехороший признак – снижение потребления продуктов питания в целом. Не у всех, конечно.

Отчасти, конечно, это связано с частичной мобилизацией. Но по большей части именно с падением покупательской способности. Что и вынуждает ритейлеров, филантропией, естественно, е страдающих, несколько сдерживать свои аппетиты при повышении цен на продукты на полках.

Ну это и правильно, наверное. Жрать вредно.

Приложение

Продуктовая тележка в Пензе 2009-2021 гг.

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Аватар

Альтер Пенза

Наверх