Крушение ТУ-134 при “Романтике” 22 июня 1986 года

Вечером 22 июня 1986 года в лагере труда и отдыха “Романтик”, что находился в полутора километрах от пензенского аэропорта Терновка, была дискотека. Вскоре после дискотеки прошла сильная гроза, вслед которой в “Романтик” прибежали мальчишки из села Лебедёвка.
Пацаны пучили глаза и взахлёб рассказывали, что только что при взлёте в аэропорту Пензы разбился Ту-134: “Прям пополам разломало!!!!”.


Так как я с детства готовил себя к поступлению в училище гражданской авиации, всё, что было связано с пассажирскими самолётами, имело для меня значение.


Просто так мимо ЧП с крушением авиалайнера пройти было невозможно. Немедленно состоялись телефонные переговоры с младшим братом Олегом. Пришлось поклянчить единственный стационарный телефон у педагогов, но я всегда был старательным сборщиком огурцов и моркови на полях, ныне застроенных домами “Спутника”, поэтому до телефона был допущен.


Утром, с первым троллейбусом №7, брат Олег прибыл и ждал меня около здания аэропорта.


Зашли со стороны села Лебедёвка – в тот злополучный вечер “свисток” взлетал в сторону запада. Сразу после взлётки была глубокая канава, которую пропахал фюзеляж и шасси. Сломанный пополам самолёт был накрыт маскировочной сетью. На четвереньках, все вымазавшись в грязи, мы, два брата-акробата, подобрались практически к ментам, стоявшим в оцеплении. Затем началась “репортажная съёмка” с помощью Смены-8М.
Затем менты нас заметили, но догнать не смогли, хотя старались.
Фотографии напечатали и потащили 1 сентября показывать в свои классы, – я в 9А, братик в 5А, – показывать пацанам.
Это был триумф. Жаль, что сейчас не найти ни фоток, ни негативов. Увы.


Дальше – Википедия.
Самолёт в данный день выполнял несколько рейсов по общему маршруту Оренбург — Донецк — Симферополь — Пенза — Симферополь. Пилотировал его экипаж из 195 лётного отряда, состоящий из командира (КВС) А. К. Башарова, второго пилота Ю. Г. Шашкина, штурмана М. В. Тумаева и бортмеханика Ю. Ф. Литвинова. В салоне работали стюардессы Г. Н. Ярочкина и Г. В. Глотова. В данном составе экипаж летал уже два года. Полёты до Пензы были выполнены без отклонений.
Далее авиалайнеру предстояло выполнить рейс 5569 из Пензы в Симферополь. Всего на борту находились 59 пассажиров: 47 взрослых и 12 детей (6 больших и 6 маленьких). Взлётный вес составлял 44,3 тонн, центровка самолета 28 % САХ. В Пензе в это время было +23 °C, облачность 5 баллов, кучево-дождевая высотой 1000 метров, дул западный свежий ветер (300°, 4 м/с), видимость достигала 5 километров. Также с запада в 10 километрах была гроза, которая приближалась к аэропорту.
В 21:35 в сумерках экипаж начал осуществлять взлёт по магнитному курсу 287° и с довыпущенными на 20° закрылками. Скорость принятия решения (V1) при этом была принята равной 241 км/ч. Управлял самолётом второй пилот. Спустя 38 секунд с момента начала разбега и в 1450 метрах от начала ВПП при скорости 230 км/ч загорелись лампа-кнопка «Внимание» и табло «Неисправность двигателя». Бортмеханик доложил об этом, после чего командир, ничего не говоря другим членам экипажа, взял управление на себя и принял решение прекращать взлёт, так как скорость была ещё ниже V1. Для этого он, действуя по РЛЭ, убрал РУДы со взлётного режима на малый газ, а затем перевёл их в положение реверса. Но к тому времени до конца ВПП оставалось менее четырёх сотен метров, а скорость достигла 252 км/ч[3].
Через 6 секунд двигатели вышли в максимальный режим обратной тяги, но к тому моменту Ту-134 на скорости 200 км/ч выкатился на концевую полосу безопасности. Также только в это время были выпущены интерцепторы. Помимо этого, за 115 метров до торца ВПП были применены тормоза на шасси. Так как впереди по курсу находились элементы курсо-глиссадной системы (огни, курсовой маяк), то командир отвернул авиалайнер влево. Самолёт помчался по пересечённой местности и в 418 метрах от торца ВПП его передняя стойка шасси попала в яму глубиной 3 метра, а затем сложилась. Упав носовой частью на землю, Ту-134 промчался 104 метра и остановился в 530 метрах от торца ВПП и в 47 метрах левее её оси[1].
В результате происшествия были разрушены фюзеляж в районе центроплана и законцовки крыла, повреждены стойки шасси и хвостовая часть фюзеляжа. У одного пассажира (мужчина 1947 года рождения) была острая ишемическая болезнь сердца и от пережитого он скончался из-за острой коронарной недостаточности прямо в самолёте. Ещё 3 пассажира были ранены, 4 отравились парами топлива.


На снимке – Ту-134 из интернета.

Игорь Алексеев https://vk.com/id254066776

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Игорь Алексеев

Игорь Алексеев

Наверх