Недоудовлетворенность органами власти Пензенской области в сфере образования

В вязи с многочисленными пожеланиями наших читателей, мы продолжаем публикацию исследований Исследовательского аналитического центра Парето, а также, сотрудничающих с ним профессионалов. В данном конкретном случае из Пензенского государственного университета. Данная работа была подготовлена преподавателями и студентами ПГУ (первоисточник
https://elib.pnzgu.ru/library/1701330730 и републикована ресурсом Парето-центр.

Работа приводится с сокращением вводной части, обязательной для такого рода трудов, но для обычного читателя являющейся скучной и необязательной для понимания сути.

Итак…

Актуальность социологического исследование “Удовлетворенность деятельностью органов власти Пензенской области в сфере образования” продиктована необходимостью проанализировать сильные и слабые стороны образования на всех уровнях от дошкольного до высшего, изучения мнений граждан о системе образования в целом, выявить достоинства и недостатки образовательной системы.

Методом исследования был определен сбор эмпирических данных, посредством проведения анкетного опроса.

В период с 16 по 30 апреля 2023 года были опрошены респонденты в возрасте от 18 до 64 лет, разбитые на группы по признакам непосредственно вовлеченности в сферу образования:

1. Возрастная группа от 18 до 24 лет (далее – 18-24). Респонденты, в основном учащиеся в высших учебных заведениях, специальных профессиональных учреждениях. Возрастной промежуток определен совершеннолетием.

2. Возрастная группа от 25 до 39 лет (далее – 25-39). В этом возрасте граждане в большинстве становятся родителями, в семьях появляются дети.

3. Возрастная группа от 40 до 49 лет (далее – 40-49). Дети предыдущего поколения начинают взрослеть, достигая совершеннолетнего возраста.

4. Возрастная группа от 50 до 64 лет (далее – 50-64). Лица первого поколения становятся бабушками и дедушками, у детей появляются свои дети.

На основании генеральной совокупности равной 557 109 человек, выборочная совокупность исследования составила 256 человека при доверительном интервале 85% и ошибки выборки 5%. Репрезентативность выборки основывалась поло-возрастной выборки, обеспечена участием в опросе всех возрастных категорий граждан из всех районах города Пенза, а также значительной численностью респондентов.

Результаты, полученные в ходе исследования, можно считать реальными и объективными. Анкетный опрос проводился в режиме online, благодаря чему влияние внешних факторов минимизируется, а ответы на поставленные вопросы получаются искренними и правдивыми.

Перед началом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить проблемные участки в организации системы образования на разных его ступенях;

2. Выявить отношение респондентов к введенным изменениям в системе образования;

3. Оценить удовлетворенность организацией системы образования на разных ступенях;

4. Оценить зависимость возраста/пола/наличия детей и мнением респондентов о системе образования на разных ступенях.

Гипотезы были представлены следующим образом:

1. Предполагается существование устойчивой связи между принадлежностью респондентов к различным социально-демографическим группам и степенью их удовлетворенности качеством образования;

2. Степень удовлетворенности качеством образования связана с вовлеченностью, причастностью либо самих граждан к системе образования, либо вовлеченности, причастности их детей к системе.

Результаты исследования

Респондентам был задан вопрос “Вы удовлетворены мероприятиями, проводимые властями Пензенской области в сфере образования за последний год?”.

Большинство населения, в целом, отвечает положительно на поставленный вопрос. Отмечается, что категории 18-24 и 25-39 удовлетворены мероприятиями, проводимыми в сфере образования. Эта категория лиц еще обучается в учебных заведениях и наблюдает все изменения «на себе». Категория лиц 25-39, согласно статистике, имеют детей, которые посещают либо дошкольные учреждения, либо школы, что позволяет говорить об их оценке не целой системы образования, а тех ее ступеней, с которой категория лиц сталкивается.

Категория лиц 40-49 неоднозначно оценивает мероприятия, о чем говорит статистика, они “В равной степени удовлетворены и не удовлетворены”. Ответы категории лиц 50-64, в целом, схожи с ответами лиц 40-49. В эти категории попали люди, которые либо уже имеют более взрослых детей, чем предыдущая категория 18-24, либо уже внуков.

Анализ результатов исследования указывает, что на всех уровнях образования ситуация либо улучшилась, либо осталась без изменений. Больше всего голосов в варианте “улучшилось” респонденты отдали уровням дошкольного образования (33,9%) и начального образования (31,6%), а меньше всего к высшему образованию. К высшему образованию вариант “ухудшилась” респондентов отнесли – 16,0%.

Вопрос “Отметьте, положительные перемены в сфере образования Пензенской области за последний год?“ (табл. 2) позволил выяснить, причину улучшения именно дошкольного и начального общего образования. Наибольшее количество голосов (48,0%) было отдано позиции “Широкий выбор секций и кружков для развития ребенка на начальном образовании”, особенно среди возрастной группы, у которой дети или внуки обучаются на данных уровнях.

Вариант ответа “Открытие новых детских садов, отсутствие трудностей зачисления детей в сад” набрал 27,0%, что тоже объясняет популярность выбора этой ступени образования в качестве улучшенной.

Вариант ответа “Открытие новых детских садов, отсутствие трудностей для зачисления ребенка в детский сад” чаще выбирают те, у кого есть ребенок уже, который посещает сады или центры развития ребенка. Такой выбор в основном свойственен категории 25-39, поскольку в этом возрасте ребенок либо идет в дошкольное учреждение или находится на домашнем воспитании с посещением образовательных дошкольных центров развития, либо идет в школу. Часто этот вариант выбирали лица в возрасте 18-24, поскольку, возможно, они уже планируют детей и интересуются местами, которые есть в дошкольных учреждениях. Выбор этого варианта ответа может быть обусловлен наличием сестер или братьев. То есть, можно отметить положительный уровень развития дошкольного образования в принципе, а открытие новых детских садов и отсутствие трудностей для зачисления ребенка являются немаловажными мероприятиями, проводимыми властями Пензы.

Варианты лидирующих позиций занимает ответ: “Внедрение на уровне основного общего образования новых образовательных технологий” (25,8%). Выбирают данный вариант ответа в основном респонденты, у которых есть дети, и они обучаются на начальной ступени образовании. В основном такая тенденция отмечается в группах 25-39 и 40-49. Проводимые на уровне начального образования можно считать вполне успешными, поскольку их результаты находят положительный отклик. При общем одобрении мероприятий, респонденты отмечают, что новые кружки открываются всё больше и больше, но стоимость их услуг становится дороже. И если сопоставить данные с результатами исследования, которые проводила международная школа программирования «Алгоритмика», то можно сказать, что за широким выбором скрывается высокая цена, из-за которой чаще всего родители не могут позволить больше одной секции для ребенка. «Сурский край расположился на предпоследней, 78-й строчке, рейтинга с индексом 2,65 – столько кружков может посещать один ребенок в месяц. Эксперты отметили, что жители области в среднем тратят на дополнительное образование 3 760 рублей в месяц».

Самой проблемной сферой образования в Пензенской области остается высшее профессиональное образование. 45,7% из числа респондентов выбрали вариант “Сложность в поиске работы после ВУЗа”. Эта проблема не считается новой, поскольку всегда были проблемы с трудоустройством после ВУЗа. В России из более чем 6,3 млн выпускников высших и средних учебных заведений 2016-—2020 годов 1,8 млн (или 28,6%) работают не по специальности. В Пензенской области это показатель в 1,16 раз больше, или только 66,7% пензенских выпускников устраиваются по специальности.

Причиной нежелания работодателями предоставлять «первое» место работы по специальности по большей части надуманные и носят субъективный характер. Даже когда заключают договоры на проводимую практику в организации, работодатели не желают брать большое количество студентов, объясняя это тем, что «они отвлекают от работы сотрудников фирмы». Вариант ответа “Сложность в поиске работы после ВУЗа” в большей степени отмечает категория 50-64, у которых дети либо обучаются в ВУЗах, либо окончили обучение и сейчас работают. Становится очевидным, что респонденты наблюдали картину сложности в поиске работы после ВУЗа либо у детей, либо уже у внуков. Проблема в поиске работы может крыться не только в некачественном уровне образовании в ВУЗах, но и в отсутствии мотивации и веры в себя у студентов, что, безусловно, является большой проблемой, которая порождает рост безработицы.

Ответ на вопрос анкеты: “Согласны ли вы с тем, что возможность получения образования в Пензенской области представлена лучше, чем в других регионах?” (диаграмма 1), указал, что население не считает, что возможность получения образования в Пензенской области лучшим вариантом, нежели в других субъектах. Связано это может быть с набором разных факторов: тяжело получить образование вследствие малого количества бюджетных мест в колледжах, ВУЗах, а также отсутствием определенных специальностей в учебных заведениях.

Например, в 2018 году Рособрнадзором была проведена плановая проверка ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», по результатам которой был составлен акт о выявленных несоответствиях и временно приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении отдельных уровней образования. Из 152 аккредитованных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования Пензенского государственного университета «выпало» две специальности, а именно «Экономическая безопасность» и «Таможенное дело». Студентам предлагается перевестись в вузы других субъектов страны: республики Мордовии, Ульяновской или Саратовской областей.

В качестве основных выводов исследования, следует отметить, что:

Согласно результатам проведенного исследования качество дошкольного и начального образования находится на высоком уровне. Жителями Пензы отмечается увеличение числа новых кружков, секций и курсов дополнительного образования. Детям, их родителям предоставляется широкий выбор развивающих кружков и секций по интересам, что позволяет раскрыть потенциал ребенка, заинтересовать его в обучении. Отмечалось отсутствие проблем со свободными местами в дошкольных учреждениях, что также позволяет заключить, что ступени дошкольного и начального образования предоставляют качественные услуги.

Наиболее проблемными оказались ступени образования после основной средней школы (ВУЗы, колледжи, техникумы).Система высшего образования Пензенской области в глазах ее жителей оказалась невысокого уровня и качества.

Недовольны, респонденты оказались ступенью высшего образования, а именно сложностью в трудоустройстве после получения диплома, направленностью высших учебных заведений на освоение теоретических знаний, а не на практике, а также отсутствие некоторых специальностей в ВУЗах.

В Пензенской области активно внедряются новые технологии на разных уровнях образования, появляется возможность получить современное образование. Для повышения уровня образования проводятся мероприятия, направленные на технологическое оснащение образовательных учреждений. Это находит позитивный отклик у респондентов.

По первой гипотезе исследования, в которой говорилось о взаимосвязи социально-демографической группы со степенью удовлетворенности их качеством образования, отмечается, что общий настрой респондентов связан с их принадлежностью к разным группам. Вторая гипотеза также подтвердилась, поскольку была заметна параллель в ответах граждан, которые непосредственно имеют дело с образованием и тем, например, есть ли у них дети. Именно социально-демографические характеристики и в большей степени наличие детей стали основой для формирования у жителей города Пензы мнения о качестве образования.

Авторы исследования: Бодров Анатолий Викторович, кандидат политических наук, Агапова Ксения Алексеевна, Ветчининова Полина Дмитриевна, Череп Елизавета Максимовна, кафедра методологии науки, социальных теорий и технологий Педагогического института им. В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет, 2023 год

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Аватар

Альтер Пенза

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх